Чем является единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Расчеты

С какого периода вступила в силу

Сама методика вычисления обозначается в Положении Банка РФ №432-П от 19.09.14 г. Наименование его прямо отражает состав самого документа — «О единой методике определения размеров расходов».

В состав данного положения входит более десятка различных глав и статей. Каждая содержит максимально подробно и доступно изложенную информацию.

Несмотря на то, что данный документ был принят относительно недавно (в конце 2014 года) сам обозначенный там метод расчета использовался достаточно давно.

Подобного рода законопроект позволяет существенно сократить процедуру выяснения стоимости и снизить количество судебных исков.

Все это в совокупности существенно снижает нагрузку на суды. Данный документ решает одновременно сразу большое количество задач.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО была принята соответствующим Положением Банка РФ №432-П от 19.09.14 г. и вступила в законную силу 17.10.2014 г.

Именно с этого момента применение данной методики стало обязательным как для страховых компаний, так и для независимых экспертов.

Конечно, данный документ был принят сравнительно недавно, но по сути, он отражает методику, которая использовалась уже давно. Документ дал лишь данной методике обязательный характер.

Чем является единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Например, если возник спор между владельцем транспортного средства и сервисным центром, который осуществлял ремонт машины, то данная методика не является обязательной и несет лишь рекомендательный характер.

Конечно, условия данной методики можно указать в ходе судебного разбирательства, но она не является обязательной, и суд может ее не учесть.

Что в себя включает

Единая методика- довольно обширный и большой документ, но желательно, чтобы с ней ознакомились все владельцы транспортных средств.

Методика содержит следующую информацию:

  • процесс установления повреждений и порядок определения их характера;
  • порядок изучения обстоятельств страхового случая;
  • порядок осуществления расчета суммы ущерба;
  • способы расчета остаточной стоимости транспортного средства до его повреждения и после повреждения;
  • порядок составления и утверждения справочников, которыми предусматривается стоимость запасных частей транспортных средств.

Единая методика также имеет различные приложения, которые являются ее неотъемлемой частью.

В приложениях можно найти следующую информацию:

  • порядок фотографирования места происшествия;
  • различные типовые определения и характеристики;
  • коэффициенты ,другие показатели и многое другое.

ОСАГО

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что единая методика ОСАГО –довольно большой документ, необходимый для правильной организации работы страховых компаний.

После принятия данного документа значительно снизилось число судебных разбирательств, что свидетельствует об эффективности действия этой методики.

Само Положение №432-П от 19.09.14 г. включает в себя большое количество разделов.

глава №1 процедура установления наличия, характера повреждений
глава №2 порядок исследования различного рода обстоятельств, по которым произошел страховой случай, предусмотренный ОСАГО
глава №3 каким образом осуществляется расчет средств, необходимых на приобретение деталей для выполнения ремонта
глава №4 как именно осуществляется расчет стоимости изделий, которые подлежат замене, но при этом имеют существенный износ
глава №5 как определяется остаточная стоимость автомобиля в случае его полной или же частичной гибели
глава №6 как рассчитывается остаточная стоимость транспортного средства до нанесения ему повреждений
глава №7 как составляются справочники и, впоследствии, утверждаются по запасным частям для автомобилей (общий для всех марок)

Особенную важность имеют различного рода приложения к данному закону. Требования данных нормативно-правовых документов следует выполнять в обязательном порядке, без исключения.

приложение №1 какие требования предъявляются к процедуре фотографирования
приложение №2 различного рода типовые определения, а также всевозможные характеристики нанесенных транспортному средству повреждений
приложение №3 увеличенные показатели значений времени, необходимого для осуществления кузовных работа для приведения в надлежащее состояние конкретных марок автомобилей
приложение №4 перечень рынков в границах Российской Федерации, на ценовую политику которых ориентируются страховые компании при вычислении стоимости запчастей и сами составители данного документа
приложение №5 дается определение коэффициентов дельта Т и дельта L, которые позволяют учесть влияние на износ деталей машин различных марок, а также пробег, срок эксплуатации
приложение №6 коэффициенты, позволяющий установить дополнительный индивидуальный износ на различного рода детали, комплектующие
приложение №7 перечисляется номенклатура всех деталей, которые считаются составителям документа износу полностью не подверженными
приложение №8 полные данные среднегодовых пробегов с учетом региональной расположенности, в тысячах километров
приложение №9 значение коэффициента Кв, он позволяет учесть при вычислении износ автомобиля на момент возникновения страхового случая (дорожно-транспортного происшествия)
приложение №10 значение коэффициента Коп, он позволяет учесть степень нанесения механических повреждений автомобилю в момент возникновения ДТП

При этом необходимо помнить, что рассматриваемый документ составители планируют редактировать. Это предусмотрено в связи с изменением стоимости запасных частей, а также по причине наличия множества иных важных факторов.

Редактирование части, включающей в себя перечень стоимости различных деталей автомобилей, в следующий раз планируется на середину 2019 года. Именно поэтому имеет место некоторая заниженность стоимости ремонта, определяемого страховыми компаниями.

Правила страхования КАСКО в ВСК представлены в статье: КАСКО в ВСК.

Как узнать скидку по ОСАГО по водительскому удостоверению, смотрите по скриншотам.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что единая методика ОСАГО -довольно большой документ, необходимый для правильной организации работы страховых компаний.

Еще по теме  Облагается ли налогом страховая выплата, неустойка, штраф в 2020

Как применяется единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Как говорилось уже выше, единая методика является обязательной для урегулирования правоотношений между страховой компанией и клиентом.

Это – довольно хороший способ разрешения возможных конфликтов и споров. А как используется единая методика ОСАГО?

Износ транспортного средства – один из показателей, который учитывается как во время страхования и оплаты страховой выплаты, так и во время ДТП для определения размера ущерба.

При этом расчет износа осуществляется на дату ДТП, а не на дату произведения оценки причиненного ущерба. Также необходимо знать о том, что расчет осуществляется только для тех запчастей, которые подлежат замене.

Кроме того расчет износа осуществляется только для запчастей, а для материалов, используемых во время ремонта, данный расчет не выполняется.

Вопрос юристу

Но законодательство предусматривает некоторые исключения, при которых расчет износа не осуществляется.

К числу подобных исключений можно отнести подушки безопасности, а также другие комплектующие, при неисправности которых транспортное средство не может быть эксплуатировано.

Для автомобильных шин учитываются такие характеристики, как высота рисунка протектора, срок использования шин и т.д.

И_ки=100×(〖1-е〗^((∆_t×T_ки ∆_L L_ки))),

Ики износ какой-либо детали
Е составляет 2.72
Δт показатель процента влияния на износ какого-либо изделия
Тки длительность непрерывного использования детали
Δl износа детали с учетом пробега автомобиля
Lки пробег автомобиля

Коэффициенты

В тексте методики приведено довольно большое количество коэффициентов, которые необходимы для произведения расчета размера ущерба, причиненного транспортному средству.

В качестве коэффициентов, которые имеют наиболее важное значение можно упомянуть следующие:

  • ΔL и ΔT – эти коэффициенты дают возможность рассчитать величину влияния на износ транспортного средства и срок его использования;
  • в 6-ом приложении указываются коэффициенты , которые дают возможность определить размер дополнительного износа на различные детали и комплектующие транспортного средства;
  • в 9-ом приложении указывается коэффициент Кв¸ который дает возможность определить срок использования транспортного средства на дату его повреждения.

Это – далеко не все коэффициенты, которые предусматриваются в Методике: их на самом деле очень много.

Расчет износа

Единая методика ОСАГО также предусматривает порядок осуществления расчета износа и ущерба.

Чтобы определить размер вреда, причиненного транспортному средству, используются следующие показатели:

  • расходы, которые нужны для осуществления ремонта поврежденных частей транспортного средства;
  • материалы, которые нужны для полного ремонта поврежденного транспортного средства;
  • расходы, необходимые для приобретения поврежденных запасных частей;
  • дополнительные расходы, необходимые для ремонта транспортного средства.

Сумма, которая необходимо для полного восстановления поврежденного транспортного средства, складывается из суммы вышеуказанных показателей.

При этом в соответствии с правилами методики полученную сумму необходимо округлить до сотен рублей.

Другие

Существуют и другие показатели и коэффициенты, которые влияют на размер денежной суммы, подлежащей выплаты владельцу транспортного средства. К числу подобных показателей можно отнести КоАП.

Данный показатель дает возможность принять во внимание все механические повреждения транспортного средства. Данный показатель приведен в 10-ом приложении Методики.

В единой базе указана средняя стоимость тех или иных запасных частей для отдельных регионов страны.

Но необходимо знать о том, что единая база цен не содержит информацию о всех запчастей для всех транспортных средств.

В частности, здесь можно найти стоимость запасных частей и комплектаций тех транспортных средств, которые были выпущены после 2002 года.

Кроме того в единой базе цен невозможно найти информацию о стоимости запасных частей мотоциклов и автомобилей премиум класса.

Это — довольно хороший способ разрешения возможных конфликтов и споров. А как используется единая методика ОСАГО?

Изменения

Единая методика ОСАГО была разработана для определения размера стоимости ущерба, который был причинен транспортному средству.

РСА разработал ряд поправок, которые должны быть внесены в единую методику. Намечалось, что данные изменения будут внесены в 2019 году, но до сегодняшнего дня пока что нет каких-либо изменений, и единая методика действует без каких-либо изменений. Наверное, поправки будут внесены в следующем году.

РСА разработал ряд поправок, которые должны быть внесены в единую методику. Намечалось, что данные изменения будут внесены в 2020 году, но до сегодняшнего дня пока что нет каких-либо изменений, и единая методика действует без каких-либо изменений. Наверное, поправки будут внесены в следующем году.

Как изменилась ситуация после введения новой методики

Несмотря на некоторые недостатки после введения методики рассматриваемого типа количество судебных исков по поводу невыплаты средств страховыми существенно снизилось.

Сегодня процедура вычисления величины ущерба приведена к общему знаменателю. Что существенно упрощает процедуру получения средств. Но оптимальным решением все равно будет являться ремонт на СТО страховой компании.

ОСАГО

Где купить КАСКО со скидкой, рассказывается в статье: КАСКО скидки.

Какие нужны документы для ОСАГО в РЕСО, смотрите перечень.

Где лучше страховаться по ОСАГО, узнайте из информации.

Как было уже выше сказано, предпосылки для введения новой единой системы оценки возникли очень давно. Вызваны они были тем, что очень часто после дорожного происшествия оценка разными компаниями могла производиться по разным методикам, в результате чего общая сумма полученного ущерба очень сильно различалась, а в результате этого расходилась и выплачиваемая страховая сумма.

Еще по теме  Приказ Минздрава России (Министерство здравоохранения РФ) от 29 июня 2016 г. №425Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПАЦИЕНТА ЛИБО ЕГО ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ С МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, ОТРАЖАЮЩЕЙ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТА"

Подобные отличия очень часто приводили к разбирательствам, в том числе и судебным. Именно поэтому и было принято решение унифицировать систему оценки. Принята она была решением Банка России № 432 за 2014 год, а в силу вступила в октябре того же года.

Обжалование

ОСАГО

Конечно, единая методика ОСАГО была принята для создания единых правил и порядка расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству, но многие владельцы транспортных средств все же остались недовольными.

Именно в подобной ситуации возникает вопрос, о том как происходит оспаривание единой методики ОСАГО.

Но на самом деле обжалование методики практически невозможно. Это – нормативно-правовой акт, который имеет обязательную силу как для страховой компании, так и для владельцев транспортных средств.

Соответственно, как законодательный акт он подлежит обязательному исполнению.

Но все же обжалование методики возможно. Седлать это можно только для определения соответствия ее конкретных норм Конституции РФ.

При этом в этом случае не применяются лишь те нормы, которые были признаны несоответствующими действующей Конституции.

Остальная же часть единой методики сохранит свою правовую силу и будет использоваться также в дальнейшем.

Соответственно, обжалование единой методики ОСАГО – не самое легкое дело. Для этого потребуются специальные знания, а также опыт работы в сфере страхования.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что разработка единой методики по ОСАГО преследовала цель создания единых правил и порядка расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству.

Благодаря наличию подобных правил была создана единая практика разрешения споров и выплаты денежных компенсаций, что в свою очередь снизило количество судебных разбирательств.

Но не все проблемы получили свое четкое разрешение, и на практике возникают различные затруднения даже при использовании единой методики. Конечно, соответствующие органы ведут активную работу для устранения подобных проблем и затруднений.

Но на самом деле обжалование методики практически невозможно. Это — нормативно-правовой акт, который имеет обязательную силу как для страховой компании, так и для владельцев транспортных средств.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2019 году

Еще относительно недавно, суды, если потерпевшему не хватало денег на ремонт, принимали его сторону, так как истец предоставлял чеки и квитанции, которые подтверждали произведенные затраты.

Но позже, Верховный суд дал разъяснения, после которых отстоять свои права на полную компенсацию не получится ни у кого, так как в соответствии с внесенными поправками в Закон об ОСАГО, ущерб определяется экспертами-техниками, которые внесены в специальный реестр.

Новая методика расчета полученного ущерба по ОСАГО от Центробанка (ЦБ РФ) с октября 2014 года начала свое действие и содержит в себе следующую информацию:

  • Порядок установления и наличия характера повреждений;

  • Порядок исследования обстоятельств ДТП;

  • Порядок расчета расходов на материалы, запчасти и работу;

  • Порядок расчета износа;

  • Порядок расчета стоимости годных остатков;

  • Определение стоимости ТС до аварии;

  • Порядок формирования и утверждения средней стоимости материалов, запчастей и часов.

Как же работает эта методика в 2019 году? Рассмотрим пример: Водитель попал в ДТП не по своей вине, после чего он обращается в страховую виновника, которая в свою очередь предлагает страховое возмещение вреда.

Чем является единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Обратите внимание: С 28 апреля 2017 года владельцам легковых транспортных средств больше не предоставляется возможность выбора между денежным и натуральным возмещением. Со вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО страховое возмещение предполагает только организацию и оплату восстановительного ремонта пострадавшего авто.

ч. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40

«Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется… путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре)».

Страховщик производит расчет стоимости ремонта автомобиля по осаго согласно указанной методике с учетом износа поврежденных деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Согласно ч. 16.1 ст. 12 Федерального закона N 40 на возмещение вреда, причиненного легковому авто, вместо ремонта начисляется денежная выплата в следующих случаях:

  • Авто не подлежит ремонту;

  • Потерпевший погиб;

  • Потерпевший является инвалидом;

  • Здоровью потерпевшего был причинен вред тяжелой или средней тяжести;

  • Если затраты на ремонт превышают 400000 руб. или максимальную сумму страховой выплаты;

  • Если ни одно СТО в списке страховщика не соответствует требованиям ремонта для конкретного ТС;

  • По соглашению между потерпевшим и страховщиком.

Установление размера выплат

Для определения размера полученного в дорожном происшествии ущерба применяется специальная методика расчета степени износа. Высчитывается она в отдельности для каждой поврежденной детали, которую придется заменить. Части, подлежащие ремонту и дальнейшей эксплуатации без их замены, в расчетах не участвуют.

где символы расшифровываются так:

  • И — износ исследуемой детали,
  • Δт — показатель степени влияния на износ какой-либо части,
  • Т — время непрерывной эксплуатации детали,
  • ∆L — показатель износа узла или детали с учетом общего пробега автомобиля,
  • L — общий пробег автомашины.

ОСАГО

Все используемые в этой формуле коэффициенты содержатся в методике и ее приложениях. При этом при проведении вычислений по этому или другим уравнениям, используемым в системе и позволяющим рассчитать конечную стоимость ремонта, следует знать, что в справочном материале содержатся только сведения об узлах, агрегатах либо деталях, установленных на автомобилях, выпущенных в 2002 году или позднее.

Еще по теме  Какие факторы влияют на стоимость полиса КАСКО?

Для машин же, выпущенных ранее, справочная информация по стоимости отсутствует. Вызвано это тем, что указать фиксированную стоимость запчастей для старых автомобилей объективно практически невозможно. В такой ситуации следует прибегнуть к среднестатистическим рыночным ценам запасных частей на момент ДТП.

Это же правило относится и к мотоциклам — в единой базе полностью отсутствует информация о стоимости их деталей, в не зависимости от года выпуска. Кроме этого, единая методика не содержит сведений о запасных частях для автомобилей представительского либо премиум класса, а также для машин, выпущенных ограниченной либо пробной серией.

Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:

  • Детали взамен поврежденных (с учетом износа);

  • Материалы;

  • Проведение ремонтных работ.

Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.

Чем является единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Получить консультацию автоюриста

Кто обязан использовать единую методику

Обязательное использование единой методики (ЕМРУ) предписывается большой категории юридических и физических лиц. В ее состав входят: все автостраховые компании, включая отдельных специалистов; прошедшие требуемую сертификацию экспертные оценочные организации (включая независимые); прошедшие аттестацию технические эксперты, которые были включены в государственный перечень специалистов; члены страховой организации, уполномоченные на осмотр поврежденных автомобилей; автоэскперты, числящиеся в штате судебной экспертизы.

Ранее, до введения общей системы ЕМРУ, отчеты о полученных повреждениях и примерной сумме ущерба мог составлять любой оценщик-автотехник, представляющий страховую компанию либо иную организацию. Теперь же, после введения единой методики, выполнять эту работу может только специально допущенное лицо, прошедшее аттестацию и имеющее регистрацию в едином государственном реестре экспертно-технических специалистов.

Для допуска к проведению оценки это лицо должно обладать целым рядом обязательных качеств: иметь стаж работы по автотехническому профилю не менее 1 года; иметь высшее образование; пройти специальные курсы подготовки авто экспертов, а также каждые 5 лет проходить дополнительные курсы в установленном законом порядке. Вся информация о таких специалистах содержится на официальном сайте РСА.

Структура методики

Обобщенная методика ЕМРУ включает в себя проведение целого ряда обязательных диагностических работ, а также составление актов-заключений по их окончании. Каждый из них имеет строгий алгоритм проведения, а также дополняется комплексом справочных материалов. Вся система охватывает наиболее распространенные в стране транспортные средства (на настоящий момент это 67 различных марок), что позволяет с максимальной точностью провести оценку ущерба.

7 ее основных глав выглядят следующим образом:

  • порядок идентификации повреждений, а также их характера,
  • уточнение событий дорожного происшествия,
  • расход предстоящих затрат на материалы, работы и запасные части,
  • величина текущего износа запасных частей, идущих на замену,
  • расчет сохранившихся годных останков в случае, когда автомобиль был уничтожен,
  • расчет прайса транспортного средства до получения повреждений,
  • утверждение оценочных справочников в соответствии с экономическими регионами.

Информационные же дополнения включают в себя следующие сведения:

  • правила фотографирования,
  • выявление повреждений и типовые характеристики,
  • трудозатраты при исправлении и восстановлении исходной геометрии,
  • об экономическом делении регионов,
  • о коэффициентах, оказывающих влияние на износ,
  • о нулевой степени износа отдельно взятых агрегатов и узлов,
  • справочник средней степени годового пробега ТС,
  • о временном снижающем коэффициенте K,
  • о коэффициенте полученных механических повреждений K.

Преимущества и недостатки

Самым основным преимуществом единой оценочной методики, введенной РСА совместно с ЦБ России, стала полная унификация предъявляемых к оценке и восстановительным работам требований. Это позволило стандартизировать цены, выставляемые отдельно взятыми экспертами, автомастерскими или страховыми компаниями, а также защитить автолюбителей от их преднамеренного завышения либо занижения.

Кроме этого, едиными стали и правила проведения оценочных работ, а допуск к ним теперь получили лишь специалисты, прошедшие специальную аттестацию. Это также поспособствовало более объективному проведению экспертиз и снизило вероятность возможных ошибок либо подлогов.

Так, региональные экономические отличия, применяемые согласно прилагающимся к методике справочникам, устраивают не всех водителей. Также большие замечания вызывают и сведения, касающиеся средних пробегов автомобилей — согласно ЕМРУ, размер прайса на восстановление машины, имеющей большой пробег, равен таковому на восстановление новой машины.

Роль здесь играет только возраст транспортного средства по ПТС. Еще одним минусом является и то, что результаты экспертизы, проведенной по данной методике, невозможно оспорить. Ведь ЕМРУ является законодательным актом, а поэтому прописанные в нем условия и правила являются обязательными к выполнению.

Заключение

Таким образом,

Она в большинстве случаев помогает водителям избежать преднамеренного занижения конечной стоимости страхового ущерба и делает проводимую оценку более объективной. С другой же стороны, она не лишена и ряда недостатков, из-за которых некоторые автомобилисты могут быть недовольны небольшими суммами оцененного ущерба, обжаловать которые в суде практически невозможно.

Оцените статью
ВашаСтраховкаОнлайн
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.